В Научно-клиническом центре КФУ рассказали о проведении комплексного обследования иммунитета у больных и переболевших COVID-19. Также ученые работают над новыми способами реабилитации пациентов, перенесших инфекциюДиректор Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета Альберт Ризванов в интервью РБК Татарстан отметил, что разработки ученых и врачей университета помогают в диагностике заболеваний, подбору наиболее эффективной терапии и борьбе с последствиями коронавирусной инфекции.
— Когда ваши специалисты включились в разработку тестов для диагностики COVID и какие были достигнуты результаты?
Когда в начале 2020 года началась пандемия, остро встал вопрос о том, как лечить тяжелобольных пациентов. На тот момент в России был зарегистрирован первый тест на определение антител к коронавирусу, но его невозможно было приобрети.
Директор Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета Альберт Ризванов в интервью РБК Татарстан отметил, что разработки ученых и врачей университета помогают в диагностике заболеваний, подбору наиболее эффективной терапии и борьбе с последствиями коронавирусной инфекции.
— Когда ваши специалисты включились в разработку тестов для диагностики COVID и какие были достигнуты результаты?
Когда в начале 2020 года началась пандемия, остро встал вопрос о том, как лечить тяжелобольных пациентов. На тот момент в России был зарегистрирован первый тест на определение антител к коронавирусу, но его невозможно было приобрети.
Тогда Казанский федеральный университет совместно с минздравом РТ выступил с инициативой создать банк антиковидной плазмы. Для того, чтобы плазму переболевших можно было использовать, требовалось определить уровень антител. КФУ в кратчайшие сроки разработал иммуноферментный анализ для определения титра антител, и уже весной 2020 года на его основе в республике была запущена программа по созданию антиковидной плазмы и использованию ее для лечения тяжелобольных пациентов.
В общей сложности, таким образом было выполнено более одной тысячи процедур. После этого мы передали технологию в минздрав, в России появились новые зарегистрированные тесты и произошла трансляция наших научных разработок в клиническую практику. Теперь минздрав самостоятельно определяет титры антител и продолжает этот проект. К сожалению, на тот момент КФУ не довел это до коммерциализации в связи с отсутствием индустриальных партнеров, но мы доказали, что университет обладает всеми компетенциями для ответа на вызовы, которые встают перед системой здравоохранения.
— Сейчас вы тоже занимаетесь подобными разработками?
Сейчас мы делаем упор на другом. Не только на диагностике, которой занимаются все. Есть вещи, которые очень важны, но им на сегодняшний день уделяется недостаточно внимания.
Сейчас мы ведем ряд проектов. Например, один из них связан с борьбой с цитокиновым штормом при COVID-19. Это заболевание страшно не сколько тем, что вирус убивает клетки. Излишняя активация иммунной системы приводит к тому, что собственный иммунитет повреждает ткани организма: легкие, сердце и так далее. На базе научно-клинического центра и на базе университетской клиники КФУ мы проводим исследования по маркерам воспаления: какие маркеры появляются в начале цитокинового шторма, как он развивается, как методы лечения влияют на его предотвращение и снижение.
— Какие еще уникальные исследования проводятся в НКЦ КФУ?
Мы первыми в Казани начали делать плазмаферез. Это очистка крови от маркеров воспаления. Мы показали, что эта технология эффективна для снижения воспаления в крови у больных COVID-19. Сейчас на базе нашего центра стала доступной каскадная плазмафильтрация – это более современная методика очищения крови, путем удаления молекул, находящихся в организме человека.
Борьба с коронавирусом очень важна, однако на выздоровлении дело не останавливается. Появилось такое понятие как постковид, когда в результате перенесенной болезни возникают осложнения, и не всегда они проявляются сразу. Многие пациенты после болезни чувствуют упадок сил, когнитивные нарушения, одышку и букет других симптомов. Со временем они проходят, однако у многих пациентов развиваются и различные осложнения. Это связано с аутоиммунными заболеваниями, некоторыми формами диабета и так далее. Также резко возрастают риски заболеваний сердечно-сосудистой системы. Сейчас у нас запущен проект по выявлению аутоиммунных маркеров этих заболеваний. Мы смотрим, в каких органах и тканях в организме у заболевшего возникают аутоантитела.
— Для чего это нужно?
Это помогает врачам разрабатывать наиболее эффективные алгоритмы реабилитации таких больных и снижать риски развития осложнений после заболевания. У части пациентов после перенесенного коронавируса начинаются проблемы с простатой, либо обострение уже существующих заболеваний. Здесь мы тоже вместе с врачами разрабатываем технологии по диагностике и предотвращению развития таких осложнений. В НКЦ КФУ есть мощный диагностический блок, который позволяет выявлять на ранних этапах те или иные заболевания, оценивать эффективность лечения. Для оптимальной оценки функционального состояния органов и систем после болезни в нашем центре проводится комплексная программа диагностики и реабилитации, включающая ЭЛИ-Висцеро-Тест. Этот высокоинформативный анализ позволяет выполнить одновременно комплексную оценку состояния разных органов и систем тела человека, а также выявить признаки снижения общей активности иммунной системы, признаки активации апоптоза (клеточной смерти), признаки дегенеративных изменений в миокарде, признаки тромбоцитопатии, признаки изменений в паренхиме почек, легких, стенках тонкого кишечника, в паренхиме печени, признаки панкреатита, эндотелиальной дисфункции, признаки воспалительных изменений в органах малого таза, признаки радикулоневрита.
— Сейчас такие исследования проводятся только в вашем научно-клиническом центре?
Лишь немногие коллективы в мире способны проводить такие анализы в том объеме, в котором их проводим мы. Так, мы комплексно оцениваем состояние иммунной системы, одновременно определяя несколько десятков различных показателей. По ряду заболеваний, публикации нашего университета являются референсными, что подтверждает наши высокие компетенции в этих областях.
— Ваш научный центр занимается разработкой собственной вакцины от COVID-19? Чем она отличается от существующих?
Да, мы разработали прототип вакцины от COVID-19. Принцип такой же, как у вакцин «Спутник» и AstraZeneca, когда используется другой, векторный вирус, который несет в себе ген коронавируса. Однако в отличии от них мы используем не аденовирус, а аденоассоциированный вирус. Он менее иммуногенен и меньше шансов, что он вызовет побочные эффекты и реакции. Мы считаем, что такая вакцина может быть более эффективна и безопасна, чем уже существующие. Сейчас мы ищем индустриальных партнеров, которые взяли бы на себя дальнейшее тестирование этой вакцины. К слову, эту научную платформу на основе аденоассоциировнных вирусов мы успешно используем и для разработки генных препаратов для лечения повреждений нервной системы и редких (орфанных) наследственных заболеваний, таких как спинальная мышечная атрофия, метохроматическая лейкодистрофия и многие другие. Таким образом, опыт, полученный в одной области, находит применение во многих смежных областях.
— То есть вакцина уже разработана и вы находитесь на этапе тестирования?
Пока получен только прототип, и мы находимся на самых первых этапах тестирования. Для того, чтобы проводить полномасштабные доклинические и клинические исследования требуется участие бизнеса и индустриального партнера. Мы разработали вакцину в короткие сроки, подавали заявки на различные государственные программы, но пока не смогли привлечь дополнительное финансирование.
Судя по всему, коронавирус станет сезонным заболеванием, как ОРВИ и грипп. Чем больше вакцин есть на рынке, тем лучше, так как разные вакцины подходят разным людям. У пациентов всегда должен быть выбор препарата, как и у врачей, чтобы подбирать более подходящие препараты для определенных групп населения.
— За какими исследованиями сейчас чаще всего обращаются пациенты?
Огромный интерес у населения вызывает возможность оценки иммунитета после перенесенного заболевания или после вакцинации. Дело в том, что не всегда после болезни вырабатывается большое количество антител. Считается, что их количество начинает снижаться уже через шесть месяцев после перенесенного заболевания, но это очень индивидуальный показатель. Для человека сейчас достаточно важно понять то, насколько он защищен после болезни и насколько ему необходима вакцинация и ревакцинация.
— Люди боятся осложнений, поэтому проходят эти исследования?
Вакцинация – это очень острая тема, все боятся осложнений, связанных с прививкой от коронавируса. Тут нужно отметить, что все вакцины, которые есть в России, прошли клинические исследования, которые показали их безопасность. Однако люди все равно переживают за свое здоровье, в связи с этим мы проводим научные исследования и предлагаем нашим пациентам пройти дополнительные анализы перед вакцинацией. Дело в том, что не рекомендуется вакцинироваться при обострении хронических заболеваний, наличии острых заболеваний, и не всегда человек может адекватно оценить состояние своего здоровья самостоятельно. Мы проводим комплексное обследование, чтобы показать, что у человека нет скрытых проблем со здоровьем, и его организм готов к вакцинации.
Первоначально эффективность вакцин составляла 90-95%. Это значит, что в принципе не у всех людей вырабатывается достаточный иммунитет. В этом случае мы предлагаем пациентам оценить как наличие антител, так и клеточного иммунитета. Мы предоставляем людям возможность получить полный иммунологический паспорт, где четко расписано состояние организма и иммунной системы. Таким образом, мы полностью сопровождаем наших пациентов до и после вакцинации.
— Сколько человек уже воспользовались услугами COVID-реабилитации? Также в последнее время мы видим подъем заболеваемости в Татарстане. Можно сказать, что, в связи с этим будет больше желающих пройти диагностику и реабилитацию?
Комплексная программа была разработана специалистами центра в сентябре 2021 года. За этот небольшой период времени, реабилитацию прошли более 20 пациентов. В октябре постковидная реабилитация была расширена и в ее состав вошел уникальный анализ для определения сывороточного содержания аутоантител к антигенам основных органов и систем тела человека (эли-висцеро-тест). С каждым днем спрос становится выше. Многие «антиваксеры», которые были противниками вакцинации, сейчас меняют свою точку зрения и приходят к нам за поддержкой. Болеть стало больше людей и наиболее тяжело болеющие – это те, кто не вакцинировался. Среди наших пациентов есть те, кто был ярым противником, но сейчас они уже записались на «Вакцинацию под контролем». Мы проводим расширенные анализы и снижаем возможные риски возникновения побочных эффектов.
— Какие органы, прежде всего, страдают у заболевших коронавирусом и, соответственно, нуждаются в реабилитации после выздоровления?
В первую очередь, страдает дыхательная система. У людей, у которых было поражение легких, развивается фиброз и снижаются функции легких. У нас есть оборудование, которое позволяет очень точно определить работоспособность легких. На основе наших исследований врачи подбирают различные гимнастики и лечебные процедуры для восстановления функций легких.
Также коронавирус вызывает у некоторых поражение предстательной железы. Мы проводим анализы маркеров воспаления и занимаемся подбором препаратов для того, чтобы не допустить прогресса заболевания. Мы проводим и другие диагностики, я перечислил лишь основные. В области кардиологии в постковидный период повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний и тромбоза. Важно оценивать маркеры и проводить профилактику этих заболеваний. Эти технологии применимы не только для постковидной реабилитации, но и в онкологии, неврологии, иммунологии и многих других направлениях.
— Как ваши исследования помогают в практической медицине?
В КФУ есть собственный COVID-госпиталь. Мы очень плотно работаем с нашими коллегами из «красной зоны», помогая с подбором препаратов на основе наших анализов и оценкой эффективности методов лечения, которые входят в клинические рекомендации. К сожалению, не все из них эффективны. Многие врачи жалуются, что иногда препараты работают, а иногда – нет. В данном случае мы надеемся, что наши анализы позволят выявить тех пациентов, для которых терапия будет наиболее эффективна и сроки, когда она будет иметь максимальный эффект. Если назначать препараты не вовремя, то эффективность лечения будет низкой. И даже есть шанс нанести серьезный вред организму. Именно поэтому нельзя заниматься самолечением.
— Чем страшно самолечение COVID-19?
Особо стоит отметить вред бесконтрольного приема антибиотиков. Дело в том, что они не действуют на коронавирус, их применяют только для профилактики бактериальных осложнений. Если человек начинает принимать антибиотики без назначения врача, то это может привести к тому, что у него в организме выработаются бактерии, которые устойчивы к антибиотикам. Если человек после этого по-настоящему заболеет бактериальной инфекцией, то они ему просто не помогут и это может нанести огромный ущерб организму.
— Раньше говорили о том, что коронавирус – это болезнь старшего поколения. Сейчас ситуация меняется. Многие медики заявляют о том, что вирус молодеет. Видите ли вы эту тенденцию?
Коронавирус действительно молодеет, но, в первую очередь, к нам обращаются возрастные пациенты, у них выше процент осложнений из-за имеющихся хронических заболеваний, которые усиливают тяжесть протекания болезни. Стоит отметить, что и дети начинают болеть чаще и более тяжело. К сожалению, в России сейчас нет вакцины, которая была бы разрешена для детей и подростков. Это большая проблема в создании коллективного иммунитета, так как дети активно контактируют друг с другом в школе и приносят болезнь домой. Они чаще всего болеют легко и бессимптомно, но являются разносчиками инфекции. Именно поэтому всем сейчас необходимо вакцинироваться, чтобы защитить себя и близких от инфекции. Также не стоит забывать, что COVID – это не единственная респираторная инфекция. Эксперты прогнозируют, что в этом году мы можем получить еще и вспышку гриппа. В прошлом году ее не было, вакцинация шла вяло из-за эпидемии коронавируса. В следствии чего коллективный иммунитет от гриппа не был сформирован. Важно проводить вакцинацию не только от коронавируса, но и от гриппа.
— Вы занимаетесь и COVID-вакцинацией. Сколько человек прошли ее у вас?
С начала 2021 года в НКЦ КФУ доступна комплексная программа «Вакцинация под контролем». Помимо самого процесса вакцинации в нее входят дополнительные медицинские анализы, а также оценка здоровья перед прививкой и врачебное сопровождение на каждом этапе. Всего этой программой воспользовались более 135 человек. Статистика показывает, что с наступлением осени и введения новых стимулирующих/ограничительных мер темпы вакцинации стали существенно увеличиваться.
Большая часть — это жители Казани, которые решили максимально ответственно подойти к этому процессу: оценить потенциальные риски и побочные эффекты, а также доверить свое здоровье экспертам.
По материалам РБК:
https://rt.rbc.ru/tatarstan/interview/22/10/2021/6171706b9a7947cdade7245f